К основному контенту

О стремлении к лучшему, информационных технологиях и Трофиме Лысенко

Во все времена люди стремились изменить себя к лучшему, так как они это самое «лучшее» понимали. Тысячи лет такие стремления одевались в тогу религиозного откровения, морали, утопических мечтаний. И лишь очень-очень недавно (по историческим меркам) задача преобразования общества была поставлена на научные рельсы. Научные в двояком смысле. Во-первых, само общество и законы его существования  были поняты, выражены в ряду логических понятий, изучены как предмет особых - общественных - наук: философии, политэкономии, педагогики, истории и т.д. Во-вторых, стало очевидно, что преобразование общества не может не опираться на достижения науки и промышленности.

Проблема возникает тогда, когда мы пытаемся ответить на вопрос: а как же соотносятся между собой эти «во-первых» и «во-вторых»? Как сотрудничество «физиков» и «философов» может плодотворно решать поставленную задачу? Особенно учитывая то, что преобразование общества осуществляется поначалу исключительно «непреобразованными» еще членами общества, а значит - носящими на себе все грехи стихийного разделения труда. В частности - зараженными профессиональной ограниченностью. Эта болячка не щадит никого: ни «физиков», ни «философов».

Конечно, теоретическая мысль уже дала ответ на этот каверзный вопрос — в «тезисах о Фейербахе». Но теория должна быть проверена практикой. А на практике получилось все далеко не так гладко, как хотелось бы.

Если обратиться к ленинским статьям после 1918-1922 годов, - а в том, что Ленин далее всего продвинулся в практическом изменении мира, мало кто может усомниться, — то легко заметить одну «генеральную линию»: беспощадное бичевание коммунистического чванства.

Беда пришла откуда не ждали. Большинство преобразователей, столкнувшись с тысячей и одной будничной, скучной, бытовой, но жизненно необходимой задачей, пошли по пути наименьшего сопротивления. А именно предоставили серость будней «буржуазным специалистам», а сами принялись «коммунистически» направлять клятых буржуев. Получилось предсказуемо плохо: специалисты одуревали от того, что ими управляют люди, абсолютно не знакомые с предметом, а администраторы ловили когнитивный диссонанс, видя, что топливным котлам нужны дрова, а не лозунги о единстве и борьбе противоположностей.

Вот и пришлось Владимиру Ильичу прилагать невероятные усилия, чтобы донести до горе-диалектиков банальную истину: их задача поменьше разглагольствовать и побольше учиться у ненавистных буржуазных специалистов. Не донес…

Последствия не замедлили сказаться. Достаточно вспомнить о не в меру рьяных деятелях коллективизации и последующем головокружении от успехов. Или о товарище Лысенко, который слабость знаний предметной области компенсировал выдающимися способностями демагога-«материалиста». И многое можно еще вспомнить.

Более того — нежелание выйти за пределы абстрактных рассуждений о коммунизме бумерангом ударило по «святая-святых»: философии и политэкономии. Первая из науки о мышлении превратилась в «кирпич» диамата, а вторая - в апологетику рыночка.

И в наши дни, к сожалению, уроки истории еще не до конца усвоены. Конечно, о практике преобразования общества пока говорить трудно. Но тем пристальнее внимание к теоретическому поиску путей преодоления отчуждения, которые учитывали бы современное развитие науки.

К примеру, одним из важнейших направлений является связь. И речь не только об организации прямого общения людей (хотя организация надежных каналов передачи сообщений — задача жизненная, насущная, важнейшая). Связь — это ведь не только про очередную конференцию в «зуме». Производство жизни генерирует в наши дни чудовщный объем данных и метаданных. Через эти данные общество взаимосвязанно гораздо полнее и прочнее, чем через чатики в «телеге» или «ватсапе».

Еще пятнадцать лет назад человечество не задумывалось над тем, что данные как таковые — это особая предметная область со своей внутренней логикой. Просто потому, что данных фиксировалось не так уж и много — из за технических ограничений на объемы хранения и скорости передачи. Подавляющим типом хранения были реляционные СУБД. Но технологии развивались. Планету постепенно окутывали сетью оптоволокна, на смену гигабитным интерфейсам пришли 10-ти, а затем и 40-гигабитные, производители жестких дисков научились впихивать в тот же физический объем носителя на пару порядков больше единиц хранения, процессоры кратно увеличили свое быстродействие — словом, прежние технические ограничения были сняты, и на мир обрушилась лавина «больших данных».

Произошел классический переход количества в качество. Оказалось, что классические модели хранения и передачи не пригодны для работы в новой реальности. Экспоненциальный рост количества данных, скорости их поступления и обработки и, самое главное, вариативности структур данных заставил изобретать новые модели. Возникла новая предметная область — BigData.

На смену реляционным моделям пришли нереляционные. Они гораздо лучше справляются с задачами хранения огромных потоков данных, а в случае неструктурированной информации реляционные СУБД вообще крайне сложно применимы. Согласно последним данным, доля реляционных СУБД с почти 100% в начале 2000-х годов снизилась до 73% в 2024 году.

В области каналов связи изыскиваются новые способы уплотнения сигнала и даже появилась услуга… перевозки данных грузовиком! Компания Amazon разработала специальный грузовик, который может перевезти до 100 петабайт данных клиента из одного дата-центра в другой. При использовании традиционных каналов связи со скоростью в 10Гбит/с передача заняла бы более 25 лет.

Надо ли говорить, что появление нейросетей с их способностью анализа существующих данных и генерации новых, ожидаемо приведет к еще большей инфляции данных?

Резюмируя: науки о хранении и передаче данных — особые предметные области знания. И каждый предмет имеет свою внутреннюю логику. И работа с каждым из предметов может быть успешна, только если инструмент адекватен предмету. Алгоритмы прошлого оказались непригодны к работе с современными данными именно из-за несоответствия инструмента внутренней логике предмета. Как сказал бы один известный философ: мы пытаемся двигаться старым маршрутом по контуру иного предмета.

К сожалению, у современных представителей общественных наук, занятых теоретическим поиском, приходится отмечать все те же ошибки, о которых еще сто лет назад предупреждал Ленин. В лучшем случае — пренебрежение к «неважным», «техническим», «второстепенным» моментам. Гораздо хуже, когда ученый-философ (политэконом, педагог, впишите нужное), — нахватавшись поверхностных знаний в области ИТ либо же «попрактиковавшись» в программировании в границах, не выходящих за рамки школьных лабораторных задачек, - начинает плодить рецепты будущего преобразования общества, организации безбумажного производства и преодоления товарности при помощи конецпций 10-20 летней давности (тех же реляционных СУБД).

Такие потуги не могут вызвать ничего, кроме улыбки, как и в случае, когда крупный физик-теоретик берется рассуждать о сущности мышления, не выходя за рамки своего дилетанского представления о предмете.

Может быть, не стоит повторять подвиги товарища Лысенко? Может быть, стоит засесть за клавиатуру и «учится, учится и еще раз учится», прежде чем делать далеко идущие выводы? А если нет такой возможности — хотя бы прислушаться к «узким специалистам», которые пусть и не разбираются в хитросплетениях гегелевской мысли, но уж точно знают как, работают информационные технологии на практике.

Иначе судьбу теоретического поиска ожидает бесславная участь лысенковского учения.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Еще пара слов о СУБД

  Среди комменатриев к предыдущей заметке автору довелось услышать следующий: «А почему, собственно, такое внимание к базам данных»? Вопрос закономерный, и сейчас мы попробуем на него ответить. Дело в том, что некоторые теоретики, работающие над вопросами развития общества, выдвинули лозунг: «Бросить все силы на изучение SQL»! (SQL - Structured Query Language - язык работы с реляционными базами данных). Обосновывается этот посыл следующими соображениями: Коренной проблемой сознательного преобразования общества является проблема преодоления товарности. Одним из путей преодоления товарности является создание общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС ак. Глушкова и развитие его идей). Данные в ОГАС следует хранить в реляционных СУБД. Для работы с реляционными СУБД нужен язык SQL. Следовательно, для сознательного преобразования общества все преобразователи должны изучить SQL. И если первые два пункта вопросов не вызывают, то вот переход от ОГАС к рел